Rambler's Top100

На главную (смотреть фото)

Другие проекты

Ссылки

 

Гостевая книга

English

Лоббирование как явление в политическом процессе

Лоббизм - распространенное явление в политическом управлении в странах с демократической политической системой. Лоббизм происходит от слова lobby - вестибюль, приемная, холл, коридор (ср. сочетание lobby division - коридор, в который члены британского парламента выходят при голосовании). В британских документах это слово зафиксировано в 1553 году. С 1640 года слово "лобби"” в политическом лексиконе британских парламентариев обозначает коридоры, прилегающие к залу заседаний Палаты общин, где депутаты Палаты общин встречались со своими избирателями. Во втором значении lobby является глагольной формой, обозначающей "обрабатывать членов парламента, конгресса" (ср. lobby to among the convention delegates вести агитацию среди делегатов съезда).

Политический оттенок слово "лоббизм" приобрело в 1864 году в США, когда им начали обозначать привлечение голосов конгрессменов в обмен на денежное вознаграждение или эквивалентные услуги. Постепенно лоббизм превратился в важный элемент политического и государственного управления в качестве механизма воздействия на процесс принятия политических и административных решений, процессы законотворчества на различных уровнях.

В политологии лоббизм как явление политического управления был описан еще Платоном. Впоследствии Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо обращали внимание на воздействие на процесс принятия политических решений частных интересов и склонны были рассматривать это явление в негативном аспекте. Сходные позиции отстаивал позднее и президент США В.Вильсон, полагавший, что правительство США является "приемным дитем особых интересов".

Впервые в политологии проблему лоббизма рассмотрел американский политолог А.Бентли, написавший работу под названием "Процесс правления. Изучение общественных давлений" (1908). Он во многом предвосхитил подход Й.Шумпетера, который полагал, что существенной чертой демократии является конкуренция политических элит. А.Бентли справедливо считал, что общественное согласие в государственном управлении достигается с помощью посредничества групп и групповых представителей, выделяемых конкурирующими элитами.

В мажоритарной демократии, как правило, выделяется достаточно широкий спектр групп политических интересов от традиционно ориентированных и генетически связанных с архаическими основаниями политических традиций, уходящих корнями в начальные стадии эволюции представительной демократии, до продвинутых добровольных организаций, созданных для целенаправленной защиты интересов общественных интересов. На это обстоятельство, анализируя развитие демократии в социетальном обществе, обратили внимание Д.Труман, выделявший "политические группы интересов", его мнение разделяли Э.Латам в работе "Групповые основы политики" (вышедшей в начале 1950-х гг.) и Т.Парсонс в работе "Система современных обществ" (Parsons T. The system of modern societie. Prentice-Hall,1971). Это понимание лоббистских структур соотносится с классификацией профессора политической социологии Сорбонны Мориса Дюверже, автора известной книги "Партийная политика и группы давления" (Duverger M. Party Politics and Pressure Groups. New York, 1972), считавшего возможным выделять "традиционные" или "общинные" группы репрезентации политических интересов, "группы по обычаю", "группы защиты", "группы поддержки" и "ассоциативные" группы репрезентации политических интересов, под которыми М. Дюверже понимал "новые социальные движения".

По мнению американского политолога М.Олсона ("Логика коллективного действия", 1965), группы репрезентации политических интересов имеют ассиметричное влияние на процесс принятия политических решений. Британский политолог Г.Джордан относит к важнейшему признаку лоббистских групп в политике артикуляцию ими политических интересов.

Несмотря на довольно широкий спектр определений лоббистских групп в работах таких исследователей, как А.Косон, К.Линдблом, А.Поттер, Р.Солсбери, Дж.Тьери и К.Шлозман, остается одна общая черта, роднящая все эти определения в группы репрезентации политических интересов входят лица, в той или иной степени способные в составе группы оказать воздействие на процесс принятия политического решения или ход его реализации, а также на кадровую политику властных политических структур.

К настоящему времени лоббизм стал неотъемлемой частью системы политического и государственного управления в большинстве стран мира с демократической политической системой. Французский социолог Ф.Фарнел определил лоббизм как “продуктивное вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств”.

Лоббизм тесным образом связан с проблемой современного демократического корпоративизма и неокорпоративизма. Социолог Р.-Ж.Шварценберг (Франция) определил лоббизм как организацию, созданную для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться от них принятия таких решений, которые соответствуют их интересам. В 1974 году проблему современного корпоративизма в политологической науке поставил профессор Стенфордского университета (США) Ф.Шмиттер, сформулировавший определение этого явления в современной политической жизни как систему "представительства интересов, составные части которой организованы в несколько особых, принудительных, конкурентных, иерархически упорядоченных, функционально различных разрядов, официально признанных или разрешенных (а то и просто созданных) государством, наделяющим их монополией на представительство своей области в обмен на известный контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей".

Материал с сайта http://www.dialogvn.ru 

 

Хотите использовать фотографии с этого сайта?

Что такое Busva?

Скачать

Текстовые материалы

 

   

Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100

 

Copyright © Буштедт Владислав

E-mail: chap_007@mail.ru

Все права защищены.

Busva.narod.ru -- Bushtedt Vladislav

Hosted by uCoz